pahni.com.ua Каждому покупателю ПОДАРОК Текущая категория

Ольфакция — язык запахов

Ольфакция — язык запахов

Ольфакция

  Ольфакция — язык запахов. Ольфакция - одна из составляющих системы невербальной коммуникации. Это наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, их роли в коммуникации. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные запахи, например, духи, благовония и т.д.
 Запахи слабо связаны с логикой и речью, но неотделимы от эмоций. Обоняние — это самое интимное из чувств человека, и сильно запоминающееся чувство. Человек в состоянии распознать больше оттенков запаха, чем звуков. Без сомнения, запахи играют большую роль в жизни человека.

Функции запахов:

1. Запахи рождают воспоминания, более того, они способны сохранять воспоминания надежнее, нежели слух и зрение.
К примеру, ваниль, карамель, корица, кардамон напоминают детство, а с детством у нас, как правило, приятные воспоминания. Отсюда и реакция на эти ароматы – душевный комфорт, ощущение возбуждения и приятной радости.
  Главный персонаж Ганин в романе В. Набокова «Машенька» помнил запах девушки, которую не видел много лет: «И духи у нее были недорогие, сладкие, назывались «Тагор». Этот запах, смешанный со свежестью осеннего парка…».
  В своем рассказе «Летом в городе» Греков И. пишет: «Как тогда пахли липы... Интересно, до чего же все-таки живуча память. Неистребима. Сколько лет прошло, все отболело, а вот запахло липами — и как вчера».
  Фазиль Искандер в "Созвездии Козлотура" рассуждает:
"Почему так сильна над нами власть запахов? Почему воспоминание не может с такой силой расколыхнуть пережитое, как связанный с ним знакомый запах? Может, дело в его неповторимости, ведь запах нельзя вспоминать отдельно от него самого, так сказать, повторить воображением. И когда он повторяется натурально, он с первозданной свежестью выхлестывает наружу все, что было связано с ним. А зрительные и слуховые впечатления мы часто повторяем своими воспоминаниями, и, может быть, потому они в конце концов притупляются...?"

2. Запахи способствуют или препятствуют коммуникации.
  С помощью запахов издавна привлекали внимание человека: не только в повседневной жизни, но и в религиозной. Помимо этого, запахи с древних времен являлись средством обольщения.
  Неприятный запах может быть инструментом подавления слабого сильным, но он может быть и инструментом сопротивления слабого.
  Искусством обольщения ароматов владела Клеопатра: она точно знала, какой аромат необходимо нанести на волосы, какой — на руки и на губы, чтобы ее поцелуи были незабываемые.
  В Древнем Иерусалиме девушки подкладывали себе в туфлю немного мирры, и, если мужчины, с которыми они общались, были им симпатичны, они старались незаметно прикоснуться к ним кончиком обувки.

3. Запахи создают ситуацию комфорта (например, снимают депрессию и улучшают настроение) или дискомфорта.
  Ароматы, которые улучшают восприятие: лаванда, шалфей, ромашка, лимон, сандаловое дерево. Возбуждающие, бодрящие ароматы: жасмин, роза, лимон, апельсин, мята и гвоздика.
  В наше время ароматы также эксплуатируются в бизнесе. Ряд японских фирм использует бодрящий эффект ароматов в определенные часы (через час после обеденного перерыва, когда производительность труда снижается) по системе кондиционирования в помещения, где находятся рабочие места сотрудников, запускают комбинации ароматических веществ, что на 50% увеличивает работоспособность персонала. Также, в продуктовых магазинах увеличивает активность покупателей свежий запах арбуза или огурца. В магазинах одежды продажи увеличиваются с помощью ароматов ванили, лаванды, базилика, мяты или лимона.
 
4. Запахи привлекают внимание к объекту или порождают неприязнь и реакцию отторжения объекта.
  Ароматы, как и пищу, мы поглощаем, но, по сравнению с едой, которую, если она нам не по вкусу, то мы ее выплевываем, однако с запахом так сделать невозможно. И неприятный аромат мы ассоциируем с предметом, который его источает, в связи с этим происходит отторжение объекта и явная неприязнь.

5. Использование различных благовоний, как антисептическое и/или лечебное средство.
  Например, в Тайланде так лечили простуду, а в Индии боролись с проказой, ожогами и мозолями. В наше время в лечебных целях также применяют такие благовония как: ладан, мирра, сандал, амбра, базилик, клевер, жасмин, мускус, пачули. Лечебными свойствам душистых веществ пользовался даже Гиппократ.
  В настоящее время лечение запахами растений проводится во всем мире, например, в Баку в «Зоне здоровья» по методике, разработанной профессором Гасаиовым Ш. Г. Он лечат запахами лавра благородного, розмарина, герани. Выделяемые эфирные масла благотворно влияют на организм, особенно при болезнях сердечно-сосудистой системы, различных неврозах, бессонице.